Сегодня российские поселки на полярном архипелаге мало приспособлены для туристов.
Федеральное агентство по туризму РФ ищет подрядчиков для создания туристического бренда архипелага Шпицберген. Ведомству требуется логотип, рассчитанный на русскую и зарубежную аудиторию, комплексный анализ туристского имиджа архипелага и определение целевой аудитории туристов и инвесторов. На эти цели Ростуризм готов потратить 450 тыс. рублей.
Как сообщили в пресс-службе Ростуризма, это ведомство собирается разработать и продвигать туристские услуги на российской части архипелага Шпицберген под единым брендом.
Шпицберген с 1920 года находится под норвежской юрисдикцией. При этом остальные страны, поставившие свои подписи под «Договором о Шпицбергене», имеют право заниматься на территории архипелага любой хозяйственной деятельностью. Пока этим правом пользуется только Россия.
По данным Ростуризма, ежегодно норвежские гостиницы архипелага посещает около 80 тыс. туристов. За последние годы их количество ежегодно растет примерно на 10%. Из общего числа посетивших Шпицберген туристов: 75% — норвежцы.
Российскую часть архипелага (поселки Баренцбург и Пирамида), по данным Ростуризма, посещает не более 2,5 тыс. туристов в год. Из-за отсутствия инфраструктуры и каких-либо серьезных туристских услуг на российской части здесь возможны лишь короткие экскурсии, но они демонстрируют интерес иностранных туристов к русской специфике. Чтобы Россия могла занять свою нишу в этой отрасли, необходимо создать современную и качественную туристическую инфраструктуру, отметили представители ведомства.
— С русской стороны ситуация выглядит так. Приходит корабль с туристами, их разбирают гиды, и вся экскурсия занимает три часа максимум, — рассказала Татьяна Панина, менеджер скандинавского отдела компании Jazz tour. По ее словам, хотя интерес к посещению российских поселков высок, из-за полного отсутствия инфраструктуры туристы здесь надолго не задерживаются.
— Пока туристам нечего там делать и негде остановиться. Нет приличной гостиницы, нельзя ни поесть, ни выпить — все продукты распределяются по карточкам, а единственное место, где принимают валюту, — сувенирный магазин, — рассказывает она.
По мнению Паниной, заняться развитием инфраструктуры поселков может только компания «Арктикуголь», которая разрабатывает уголь на Шпицбергене. В компании не смогли предоставить комментарий о том, планирует ли она участвовать в раскрытии туристического потенциала архипелага.
Еще одна существенная проблема, которую предстоит решить, — логистика.
— Необходимо построить аэропорт, принимающий рейсы из Москвы или Мурманска. Или хотя бы проложить туннель в горах, который соединит Лонгиир (норвежский аэропорт на Шпицбергене, куда сейчас прилетают туристы. — «Известия») и Баренцбург, — рассуждает Максим Чернышёв, директор по продажам и маркетингу компании «Посейдон Экспедишинз» (занимается полярным туризмом).
«Поднимать борт», чтобы отвезти немногочисленных туристов из Москвы на Шпицберген, никто не будет, считает Татьяна Панина.
— Можно предложить «Арктикуглю» выставлять свои чартерные рейсы на продажу, но на их служебных рейсах летает очень специфическая публика. Для туристов это будет особый опыт, который не сравнится ни с чем, — рассказывает она.
Более реально наладить коммуникации между русской и норвежской частью Шпицбергена, считает эксперт, это уже позволит значительно увеличить приток туристов.
— Пока между Лонгииром и Баренцбургом курсирует только один корабль. Дорога очень скучная и занимает много времени. Сами норвежцы больше ничего делать не будут. Им неинтересно, чтобы русская сторона росла и конкурировала с норвежской, — рассказывает Панина.
Перспективы развития туризма в российской части Шпицбергена участники рынка оценивают по-разному.
— С точки зрения бизнеса перспектив ноль. Непонятно, на чем летать, как передвигаться. Сюда будет ездить очень специфические люди, а туристический сезон здесь очень короткий. Не думаю, что удастся найти достаточно денег, чтобы решить инфраструктурные проблемы, — заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
По оценке Татьяны Паниной, если в Баренцбурге будет налажена туристическая инфраструктура, то здесь могут останавливаться в год 30–50 туристов из России.
Основную массу гостей в русской части Шпицбергена составят иностранцы.
Схожего мнения придерживается и Максим Чернышёв.
— Есть ощущение, что можно там зарабатывать, но проект должен быть точно просчитан, — считает эксперт.
Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Известия
Обсудить на форуме | Все новости за 08.12.2012 | Архив новостей | Все новости » |