Полярный круг объединил разные жизненные уклады и песенные традиции

В норвежском Киркенесе завершился седьмой фестиваль культуры и современного искусства Баренцспектакль. Его участниками в этом году стали около 200 представителей различных направлений искусства. В течение 5 дней на разных площадках небольшого города проходили выставки и концерты, семинары и конференции, спектакли и литературные вечера. 7 лет назад, когда Баренцспекталь только делал первые шаги на сцене Баренц-региона, количество его участников было в несколько раз меньше. В пограничный Киркенес приехали художники, музыканты и писатели из 14 стран мира, а население города на эти дни выросло до 12-15 тысяч человек. Фестиваль открыл знаменитый немецкий театр «Пан.Оптикум» — главную площадь Киркенеса актеры вовлекли в пространство своего сюрреалистического мира, где оперное пение сочетается с акробатическими номерами, где мирно соседствуют лед и пламень, люди парят в воздухе, а морозный воздух разрывают десятки фейерверков. Уникальный музыкальный проект «Передовая Арктика» собрал на одной сцене этнические голоса из всех уголков Арктики — саамский йойк, якутские и ненецкие исполнители, горловое пение Аляски, Чукотки, Гренландии и Канады. Один на всех Полярный круг объединил разные жизненные уклады и песенные традиции. Каждый год идейные вдохновители и главные режиссеры спектакля творческая группа «Девушки на мосту», большинство из них русские девушки, выбирают концептуальный лозунг, идею, которая просится на авансцену политической, экономической и культурной жизни Баренц-региона. «Арктика вызывает» — это сигнал, который в этом году собственной арт-морзянкой передают все, кому небезразлично будущее Севера. Арктика — это место, где можно жить и получать от этого удовольствие, а не просто эксплуатировать ее ресурсы, уверены те, кому близка идея исключительности и ценности северных территорий.


Организатор «Баренцспектакля» Любовь Кузовникова рассказала: «Проблема развития северных городов за счет мигрантов и пост резидентов характерная для Канады, Аляски, Скандинавии, российского Севера. Этот вопрос, который мы хотели поднять — что делает Север привлекательным для людей, чтобы захотелось остаться, а не просто приехать туристом».


Выставка о современных кочевниках разместилась в строительных вагончиках, здесь все временно, кроме, разве что глубокого северного неба с россыпью звезд. И млечный путь, как бесконечная дорога в неизведанное. Гостями фестиваля стали известные российские и норвежские музыканты: Мари Бойне, Стивен Хойем, группы «Ундервуд» и «Ногу свело». В трансграничном кафе каждый вечер философские дискуссии на темы будущего Баренц-региона, сохранения культуры саамского народа, литературы, объединяющей людей через границы.


Писатель Михаил Шишкин (Россия-Швейцария) говорит: «Мы настолько сблизились, что мы пишем о проблемах, которые есть у всех. И те реальные границы, которые нарисованы на карте, настолько изжили себя, что о том, что они скоро отомрут, говорить не приходится».
Жизнь любого из нас — запутанный лабиринт, каждый, словно кочевник, выбирает дорогу по зову сердца, кому-то приходится кружить на одном месте в поисках верного пути, кто-то возвращается к началу и выбирает новое направление. Англо-саамский проект «Северный маршрут», ледяной лабиринт, наполненный звуками северной природы, стал последней сценой Баренцспектакля. Занавес закрыт. Но Арктика по-прежнему вызывает, ее сигнал должны услышать те, кто готов не только использовать, но сохранять и умножать богатства Севера.


Анастасия Яконюк


Источник: ГТРК «Мурман»


Опубликовано: И.А. Николаев, БНИЦ 



распечатать

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Все новости за 10.02.2010 Архив новостей Все новости »
.